Главная Правила Лотереи Учредители История Лотереи Как играть Тиражные таблицы Точки продаж Напишите нам
1. Общие положения
1. Министерство Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) является
федеральным органом
исполнительной власти, специально
уполномоченным на решение задач в
области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее
именуются - чрезвычайные ситуации),
проводящим единую государственную
политику и осуществляющим
государственное управление в
области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также
координацию деятельности
федеральных органов
исполнительной власти по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
2. МЧС России в своей деятельности
руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами,
федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента
Российской Федерации, приказами и
директивами Верховного
Главнокомандующего Вооруженными
Силами Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской
Федерации, международными
договорами Российской Федерации, а
также настоящим Положением.
3. МЧС России осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с
федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления и
организациями.
4. МЧС России является юридическим
лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием,
другие необходимые для своей
деятельности печати, штампы и
бланки, счета, в том числе валютные,
в банках Российской Федерации и
органах федерального казначейства,
эмблему, флаг.
II. Основные задачи МЧС России
5. Основными задачами МЧС России
являются:
ы1) реализация единой
государственной политики в области
гражданской обороны, защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
2) осуществление по решению
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской
Федерации мер по организации и
ведению гражданской обороны,
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
3) осуществление нормативного
регулирования, а также специальных,
разрешительных, надзорных и
контрольных функций в области
гражданской обороны;
4) осуществление государственного
управления и координация
деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области
гражданской обороны, защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
5) осуществление в установленном
порядке сбора и обработки
информации в области гражданской
обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также обмена ею.
III. Основные функции МЧС России
6. МЧС России в соответствии с
возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные
функции:
1) разрабатывает предложения по
формированию основ единой
государственной политики в области
гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в том числе
преодоления последствий
радиационных аварий и катастроф;
2) организует разработку и вносит на
рассмотрение Президента
Российской Федерации и
Правительства Российской
Федерации проекты законодательных
и других нормативных правовых
актов по вопросам гражданской
обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоления
последствий радиационных аварий и
катастроф;
3) принимает в пределах своей
компетенции нормативные правовые
акты по вопросам гражданской
обороны и осуществляет контроль за
их исполнением;
4) осуществляет в соответствии с
Основами (концепцией)
государственной политики
Российской Федерации по военному
строительству координацию
деятельности и взаимодействия
компонентов военной организации
при решении задач обеспечения
обороны страны и безопасности
государства в области гражданской
обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) участвует в подготовке
предложений Президенту Российской
Федерации о введении чрезвычайного
положения на территории Российской
Федерации или в отдельных ее
местностях в случае возникновения
чрезвычайной ситуации;
6) разрабатывает и вносит в
Правительство Российской
Федерации для представления
Президенту Российской Федерации
предложения о введении в действие
Плана гражданской обороны на
территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях в
полном объеме или частично;
7) участвует в подготовке
предложений Президенту Российской
Федерации о привлечении к
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских
формирований;
8) организует в установленном
порядке совместно с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти
формирование и доставку
гуманитарной помощи населению
Российской Федерации и зарубежных
стран, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций;
9) подготавливает в установленном
порядке предложения о
финансировании мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций и
контролирует использование
выделенных для этих целей
материальных ресурсов и финансовых
средств;
10) осуществляет на федеральном
уровне управление единой
государственной системой
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также
руководство функционированием и
развитием федеральной системы
сейсмологических наблюдений и
прогноза землетрясений;
11) осуществляет методическое
руководство федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при
определении состава, размещении и
оснащении сил функциональных и
территориальных подсистем единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
12) осуществляет в установленном
порядке разработку и реализацию
федеральных целевых программ в
области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также по
преодолению последствий
радиационных аварий и катастроф;
13) осуществляет методическое
руководство совместной
деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
организаций по вопросам защиты
граждан, пострадавших от
радиационных аварий и катастроф
или принимавших участие в
ликвидации их последствий, а также
реабилитации территорий,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению, и контроль за
осуществлением мероприятий в этой
области;
14) организует совместно с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти
разработку концепций и
предложений, касающихся режимов
природопользования, безопасного
проживания населения и
хозяйственной деятельности на
радиоактивно загрязненных
территориях;
15) координирует в установленном
порядке деятельность аварийно-
спасательных служб,
аварийно-спасательных
формирований федеральных органов
исполнительной власти,
общероссийских и межрегиональных
общественных объединений, имеющих
уставные задачи по проведению
аварийно-спасательных работ и
действующих на всей или большей
части территории Российской
Федерации, а также организует и
проводит в установленном порядке
аттестацию аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных
формирований федеральных органов
исполнительной власти и
спасателей, организует в пределах
своей компетенции проведение
подводных работ особого
назначения;
16) организует в установленном
порядке подготовку должностных лиц
федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также
подготовку работников
мобилизационных органов;
17) осуществляет методическое
руководство, координацию и
контроль при решении вопросов
подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
18) организует проведение
научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в области
гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, преодоления
последствий радиационных аварий и
катастроф и разработку методик
оценки последствий чрезвычайных
ситуаций, участвует в разработке
требований по защите населения от
опасностей, возникающих при
ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также
от чрезвычайных ситуаций;
19) участвует в установлении
показателей для отнесения
организаций к категориям по
гражданской обороне в зависимости
от их роли в экономике государства
или влияния на безопасность
населения;
20) разрабатывает в установленном
порядке предложения об отнесении
территорий к группам по
гражданской обороне в зависимости
от количества проживающего на них
населения и наличия организаций,
играющих существенную роль в
экономике государства или влияющих
на безопасность населения, а также
о создании убежищ и иных объектов
гражданской обороны, о накоплении,
хранении и использовании в целях
гражданской обороны запасов
материально-технических,
продовольственных, медицинских и
иных средств;
21) осуществляет нормативное
регулирование и контроль за
разработкой и реализацией
федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления и
организациями мероприятий по
гражданской обороне;
22) участвует в проведении
государственной экспертизы
градостроительной документации и
проектов строительства объектов в
части, касающейся соблюдения
требований по гражданской обороне,
осуществляет надзор за выполнением
установленных требований по
гражданской обороне;
23) разрабатывает и представляет в
установленном порядке в
Правительство Российской
Федерации для утверждения
Президентом Российской Федерации
проект плана гражданской обороны;
24) участвует в разработке
мобилизационного плана экономики
Российской Федерации в части,
касающейся мероприятий в области
гражданской обороны;
25) осуществляет меры, направленные
на сохранение объектов МЧС России,
существенно необходимых для
устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в
военное время, создает и содержит в
целях гражданской обороны запасы
материально-технических,
продовольственных, медицинских и
иных средств, разрабатывает и
реализует план гражданской обороны
МЧС России, организует проведение
мероприятий по гражданской
обороне, включая подготовку
необходимых сил и средств, создает
и поддерживает в состоянии
постоянной готовности технические
системы управления гражданской
обороны МЧС России;
26) участвует в создании
территориальных систем
централизованного оповещения
гражданской обороны и контролирует
их работу;
27) осуществляет методическое
руководство органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления и
организациями при подготовке
гражданских организаций
гражданской обороны и обучении
населения способам защиты от
опасностей, возникающих при
ведении военных действий или
вследствие этих действий;
28) участвует в разработке
Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации Плана
применения Вооруженных Сил
Российской Федерации,
Мобилизационного плана
Вооруженных Сил Российской
Федерации и Федеральной
государственной программы
оперативного оборудования
территории Российской Федерации в
целях обороны, обеспечивает
осуществление мероприятий в части,
касающейся гражданской обороны и
оперативного оборудования
территорий, в целях обороны
Российской Федерации;
29) организует по согласованию с
Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации планирование
действий и применение войск
гражданской обороны для выполнения
задач в целях обороны Российской
Федерации, организует в
установленном порядке подготовку
войск гражданской обороны к
совместным с Вооруженными Силами
Российской Федерации действиям в
целях обороны Российской
Федерации, обеспечивает боевую и
мобилизационную готовность войск
гражданской обороны;
30) осуществляет по согласованию с
Министерством обороны Российской
Федерации текущее и перспективное
планирование мобилизационного
развертывания войск гражданской
обороны;
31) определяет потребность войск
гражданской обороны в офицерах и
организует их подготовку в военных
образовательных учреждениях МЧС
России и других образовательных
учреждениях;
32) создает и реорганизует в
установленном порядке отдельные
бригады, воинские части и
подразделения войск гражданской
обороны, организации МЧС России,
осуществляет в соответствии с
законодательством Российской
Федерации комплектование
соединений, воинских частей и
организаций войск гражданской
обороны, производит тарификацию
утвержденных штатов, а также
организует материальное,
техническое, финансовое и другие
виды обеспечения войск гражданской
обороны, поисково-спасательных
служб и организаций МЧС России;
33) осуществляет разработку
проектов годовых и перспективных
планов строительства и
реконструкции объектов жилищного и
производственного назначения МЧС
России, их эксплуатацию, а также
капитальное строительство,
содержание и эксплуатацию объектов
казарменно-жилищного и других
фондов;
34) участвует в установленном
порядке в организации экспертизы
деклараций безопасности объектов,
деятельность которых связана с
повышенной опасностью
производства, а также в пределах
своей компетенции в работах по
сертификации, стандартизации и
метрологии в соответствии с
законодательством Российской
Федерации;
35) осуществляет в установленном
порядке функции государственного
заказчика по разработке,
производству, поставке продукции
(работ, услуг) для федеральных
государственных нужд в области
гражданской обороны и защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
36) обеспечивает в пределах своей
компетенции проведение
мероприятий по защите
государственной тайны, развитию
специальной связи, защите
служебной информации;
37) осуществляет в установленном
порядке международное
сотрудничество в области
гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, преодоления
последствий радиационных аварий и
катастроф.
IV. Полномочия МЧС России
7. МЧС России в пределах своей
компетенции:
1) принимает решения, обязательные
для исполнения органами
государственной власти Российской
Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления и
организациями;
2) проводит в установленном порядке
проверки федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
гражданской обороны;
3) осуществляет по согласованию с
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления
проверки по вопросам гражданской
обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций;
4) запрашивает и получает в
установленном порядке от
федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации информацию,
необходимую для выполнения
возложенных на МЧС России задач;
5) привлекает в установленном
порядке специалистов и организации
для участия в проведении
государственной экспертизы
проектов, оценки и контроля
потенциально опасных объектов и
производств и решения других задач;
6) имеет специальные транспортные
средства, оборудованные
утвержденными в установленном
порядке опознавательными знаками,
специальными сигналами и
средствами связи.
V. Руководство МЧС России
8. МЧС России возглавляет Министр
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (далее
именуется - Министр), назначаемый на
должность и освобождаемый от
должности Президентом Российской
Федерации по представлению
Председателя Правительства
Российской Федерации.
9. Министр имеет заместителей, в том
числе одного первого, назначаемых
на должность и освобождаемых от
должности Президентом Российской
Федерации по представлению
Председателя Правительства
Российской Федерации.
10. Министр: 1) организует работу МЧС
России и осуществляет управление
войсками гражданской обороны,
представляет МЧС России в
федеральных органах
государственной власти, органах
государственной власти субъектов
Российской Федерации и
организациях, а также в
международных организациях;
2) несет персональную
ответственность за выполнение
задач и функций, возложенных на МЧС
России и войска гражданской
обороны;
3) устанавливает полномочия своих
заместителей и распределяет
обязанности между ними,
устанавливает полномочия других
должностных лиц МЧС России,
утверждает в пределах
установленных численности и фонда
оплаты труда работников структуру
и штатное расписание центрального
аппарата МЧС России, смету расходов
на его содержание в пределах
утвержденных на соответствующий
период бюджетных ассигнований, а
также положения о структурных
подразделениях МЧС России, создает
при необходимости территориальные
органы МЧС России и утверждает
положения о них, численность их
работников и штатное расписание;
4) вносит в установленном порядке на
рассмотрение Президента
Российской Федерации и
Правительства Российской
Федерации проекты нормативных
правовых актов и предложения по
вопросам организации и
деятельности МЧС России;
5) представляет на утверждение
Президента Российской Федерации
концепцию и план строительства и
развития войск гражданской
обороны, предложения по их
структуре и составу, а также по
штатной численности
военнослужащих войск гражданской
обороны;
6) решает в соответствии с
законодательством Российской
Федерации о государственной службе
вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной
службы в МЧС России;
7) пользуется в полном объеме
правами, предусмотренными
общевоинскими уставами
Вооруженных Сил Российской
Федерации, в отношении
военнослужащих войск гражданской
обороны;
8) зачисляет в установленном
порядке граждан Российской
Федерации на военную службу в
войска гражданской обороны,
назначает на должность и
освобождает от должности
работников МЧС России в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации;
9) присваивает военнослужащим войск
гражданской обороны воинские
звания до полковника (капитана 1
ранга) включительно;
10) вносит на рассмотрение
Президента Российской Федерации
предложения о включении воинских
должностей войск гражданской
обороны в единый перечень воинских
должностей, замещаемых высшими
офицерами, о назначении на
должность и освобождении от
должности военнослужащих войск
гражданской обороны, для которых
штатом предусмотрены воинские
звания высших офицеров, о
присвоении им воинских званий
высших офицеров, а также об
увольнении их с военной службы;
11) имеет наградной фонд и
распоряжается им в установленном
порядке;
12) принимает решения по
согласованию с Генеральным штабом
Вооруженных Сил Российской
Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации и органами местного
самоуправления о передислокации в
пределах Российской Федерации
подразделений и воинских частей
войск гражданской обороны до полка
включительно;
13) представляет военнослужащих
войск гражданской обороны и
работников МЧС России к
награждению государственными
наградами Российской Федерации;
14) решает в пределах своей
компетенции вопросы обеспечения
правовой и социальной защиты
военнослужащих войск гражданской
обороны и работников МЧС России,
его территориальных органов и
организаций и членов их семей,
заключает в установленном порядке
отраслевое тарифное соглашение в
качестве представителя
работодателей;
15) направляет в установленном
порядке военнослужащих войск
гражданской обороны и работников
МЧС России в служебные
командировки, в том числе за
пределы Российской Федерации;
16) учреждает нагрудные знаки
(награды) МЧС России для
награждения военнослужащих войск
гражданской обороны и работников
МЧС России, его территориальных
органов и организаций, а также
граждан, оказавших содействие в
решении возложенных на МЧС России
задач, утверждает положения об этих
наградах и их описания, а также в
установленном порядке описание
формы одежды работников МЧС России
и его территориальных органов и
организаций, табель
обмундирования, нормы и порядок его
выдачи;
17) утверждает в установленном
порядке генеральные планы
строительства и развития военных
городков войск гражданской
обороны, проекты сооружения
объектов собственного
строительства войск гражданской
обороны, планы
научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в области
гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, преодоления
последствий радиационных аварий и
катастроф;
18) является главным распорядителем
средств, выделенных МЧС России из
федерального бюджета, включая
валютные средства, имеет право в
установленном порядке списывать, в
том числе по инспекторским
свидетельствам, технику и другие
материально-технические средства.
11. В МЧС России образуется коллегия,
в состав которой входят Министр
(председатель коллегии), первый
заместитель и заместители
Министра, а также руководители
некоторых подразделений МЧС
России. Общая численность коллегии
устанавливается Президентом
Российской Федерации.
Члены коллегии МЧС России, кроме
лиц, входящих в ее состав по
должности, утверждаются
Президентом Российской Федерации.
В случае разногласий между
Министром и коллегией Министр
проводит в жизнь свое решение,
докладывая о возникших
разногласиях в установленном
порядке Президенту Российской
Федерации, а члены коллегии,
имеющие особое мнение по принятому
решению, могут изложить его в
письменном виде для доклада
Президенту Российской Федерации.
12. Для рассмотрения и выработки
рекомендаций по особо важным
проблемам, отнесенным к
компетенции МЧС России, при МЧС
России создается
научно-технический совет, в состав
которого могут входить
представители федеральных органов
исполнительной власти, научных
организаций и общественных
объединений. Положение о
научно-техническом совете при МЧС
России и его состав утверждаются
Министром.